Артемий Лебедев не прав — его точка зрения слишком резка и однобока. Гостевая
книга — самый простой и удобный способ написать автору сайта. Не все
пользователи имеют почтовый ящик, а те кто имеет, не всегда согласны
открывать новое окно для написания письма. Тем более не каждый согласен
регистрироваться в форуме ради двух строк. Никто не обязует вас делать
гостевую книгу, это статья для тех, кто уже имеет этот интерактивный
элемент на своём сайте.
Любая гостевая книга должна быть быстрой — принудительная
регистрация здесь абсолютно бессмысленна. Книга — особый вид
эпистолярного жанра,— здесь важен текст сообщения, а не красота его
подачи; поэтому не будет ошибкой приписать эпиграф или несколько
заметок на полях. Гостевую можно сравнить с книгой жалоб в магазине —
доступ к обеим должен быть лёгким. Идеальная гостевая должна иметь
такой же внешний вид, что и основная часть страниц сайта. Это, кстати,
большой минус шаблонных гостевых книг, которые предоставляются бесплатными службами и серверами. У
любой гостевой книги должны присутствовать некоторые обязательные
элементы — текстовые поля для отправки сообщения и подписи отправителя.
Некоторые пользователи с удовольствием заполняют такие поля, как
«E-mail», «Сайт», «Город», «ICQ», «Род занятий». Вы тоже имеете право
добавить эти поля в форму отправки сообщений, хотя рациональное зерно
имеют только первые два. Вы очень крупно ошибётесь, если вышесказанную
форму поместите на отдельную от комментариев страницу. Во-первых, это
нарушит правило быстрой работы книги, во-вторых, 99,9% пользователей
посещают её для отправки своего мнения, а не для чтения чужих. После
оставления сообщения, пользователь должен без всяких промежуточных
страниц (типа «Ваше мнение учтено») попадать обратно в гостевую и уже
видеть своё сообщение. Некоторые администраторы делают книги с
премодерацией (то есть сообщение появится на сайте после его просмотра
ответственным за это человеком). Это жутко вредно для сайта — у
пользователя зарождается чувство недоверия к нему, и он может больше не
вернуться сюда. Несомненно, книги отправляющие пользователю на почтовый
ящик разные уведомления, также вредны. Повторюсь: главная
ценность нашей героини — комментарии пользователей. Они должны
выглядеть красиво. Все внесённые гостем данные должны быть выведены на
страницу вместе с сообщением. Рядом с ним приветствуется наличие даты и
времени его отправки, а вот IP пользователя никому знать не
обязательно. Ответы администратора могут выглядеть по-разному: либо
также как и сообщения рядовых пользователей, либо как-то выделяясь,
благо осуществить это легко. Когда количество комментариев становится
велико, то их следует архивировать — это очень важно, когда встаёт
вопрос о быстроте загрузки книги. Самый распространённый метод —
разбивка их на несколько страниц с ограниченным числом сообщений на
каждую (обычно 10). Гостевая книга является очень хорошим
полигоном для дизайнерских задумок. Некоторые особенности форм заставят
вас попотеть при вёрстке, а к любому полю формы можно нарисовать
отдельную пиктограмму. Но, к сожалению, слово «идеальный» хорошо
смотрится только в названии статьи. Любая гостевая книга имеет ряд
минусов, к которым и аппелирует Артемий Лебедев. Любой человек,
подписавшись любым именем, может выразить в гостевой всё что угодно.
Неграмотное техническое исполнение может принести много неприятных
сюрпризов, а предвзятое отношение администраторов к комментариям
является апофеозом несовершенства гостевых книг. Желание иметь книгу
часто разбивается на камнях действительности — то делать не знаем как,
то сервер не позволяет… Одним из огромных минусов гостевой
является её пресловутая неэффективность. Не каждый человек, посетивший
сайт, оставит след в гостевой книге. Бывает, что при многотысячных
посещениях сайта количество комментариев исчисляется в единицах. Но
идеальная гостевая книга существует — она являет собой проекцию
хорошего отношения друг к другу пользователя и автора сайта. А это вам
не в троллейбусах ездить…
|