Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более
двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же
вопросов, которые и сейчас занимают психологов. Однако формальное рождение
психологии как самостоятельной дисциплины состоялось в 1879 году —
в этом году в Лейпциге, в Германии Вильгельм Вундт основал первую лабораторию
для экспериментального изучения психических явлений. В последующие годы
психология переживала период бурного роста, во всем мире. Было выработано
множество различных концептуальных моделей, позволяющих планировать научные
исследования и интерпретировать экспериментальные данные.
Основная цель сегодняшней психологии — объяснение с позиции
науки, почему люди ведут себя так, а не иначе. Другая цель психологии —
помочь людям полностью использовать свои данные и получать удовлетворение
от жизни.
Научная психология, как и любая другая научная дисциплина, имеет два
подхода: статистический и динамический.
Конкретная действительность, как она дана нам в опыте, изменчива, многообразна
и сложна. Эти свойства действительности являются основными причинами трудности
научного познания ее. Поэтому первоначально в любой науке развивается
статистический подход. Это рассмотрение каждого сложного явления, разбивая
его на серию простых шагов и рассматривая каждый из них в отдельности,
предполагая, что оно (явление) само по себе, не зависимо от других процессов.
На этой основе появляются теории «первой волны», объясняющие отдельные
аспекты. Наиболее яркими, в психологии такого плана являются следующие
теории: теория созревания Гезелла, теория человеческой привязанности Боулби
и Эйнсуорта, теория когнитивного развития Пиаже, теория классического
обусловливания Павлова.
Статистический подход позволил рассмотреть многие психологические явления,
вне категорий изменения их во времени, без учета воздействия на них внешней
среды и рассматривая их в отрыве от физиологической основы. Поэтому, с
определенного момента развития психологии в исследования включается динамический
подход, который возникает на «стыке наук», он как бы «вбирает» в себя
различные теории других наук и используют их как «инструмент» исследования
в своей отрасли. Примером такого подхода в психологии являются: сравнительная
теория Вернера, психология развития, теория социального обучения (ярким
представителем которой является Альберт Бандура), когнитивная психология
(Выготский), теория развития языка Хомского, психологическая антропология
(С.В. Лурье).
На основе этих двух подходов, к изучению психологии развивается и диагностическая
составляющая, в результате чего появляются и активно развиваются
субъективные методы диагностики — тесты,
опросники, статистические модели личности и
объективные методы диагностики — расчетные,
основанные на использовании знаний полученных самыми разными науками.
На сегодняшний момент существует несколько динамических расчетных диагностических
инструментов. Наша Лаборатория использует и продолжает развивать социально-физиологическое
направление, в основу которого положены работы психологов Л.С. Выготского,
Эрнста Шехнеля, Абрахама Ноама Хомского (Noam Avram Chomsky), Ларри А.
Хьелла, Дэниэла Дж. Зиглера, Дэвида Мартина, А.Р. Лурия и С.В. Лурье и
т.д. и антропологов Кларка Висслера (Clark Wissler), Маргарет Мид (Mead),
Гёза Рохейма (Roheim), А. Кардинера (Kardiner), Энн Смолла, Бредд Шоур,
А.Д. Александрова, К.Ф. Снежинского, а также физиологов, нейробиологов,
психиатров, этнологов, криминалистов.
Результатом «слияния» этих методов и серьезной научно-исследовательской
и статистической работы огромного коллектива специалистов в этих областях,
стал метод, опирающийся на динамический подход в психологии. Специалисты
Лаборатории Ориентир используют его в своей работе.
Но динамический подход подразумевает постоянное расширение межнаучных
связей, использование различных, объективных техник в исследовании психики
человека, чем собственно и занимаются специалисты нашей лаборатории, являясь
приверженцами практической психологии и используя динамические методы
исследования человека.
|